План внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Внеурочная деятельность в школе реализуется в рамках реализуемых в образовательной организации проектов программы развития МБОУ «СШ №10»: «Обучение для будущего», «Кадетское образование в школе», «Цифровая школа», «Патриотическое воспитание», «Школа самореализации личности»; программы воспитания МБОУ «СШ №10», тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием). Для реализации внеурочной деятельности в школе используется модель, основанная на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации: деятельность классного руководителей, педагога-психолога, социального педагога, кружков, спортивных секций, педагогов-организаторов, руководителей действующих клубов, НОУ.
Внеурочная деятельность обеспечивается в рамках комплексной рабочей программы для классного коллектива по форме методического конструктора с указанием конкретных форм и периода.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития обучающихся 5 – 9 классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (в год – не более 340 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во внеучебное время. Внеурочная деятельность осуществляется с использованием элементов оптимизационной модели и модели, осуществляемой классными руководителями, т.е. является смешанной:
- учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, учебные научные исследования и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- реализация программы воспитания МБОУ «СШ №10»;
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога и др.) в соответствии с должностными обязанностями квалифицированных характеристик должностей работников образования;
- организация дополнительного образования на основании договора сотрудничества с МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ», Общественной организацией ХМАО-Югры «Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения «Спецназовское братство» и 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре.
Модель предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
Координирующую роль в отношении учеников конкретного класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность организована как по классным коллективам, так и по группам, в том числе разновозрастным.
При организации внеурочной деятельности используются программы линейных курсов внеурочной деятельности, на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовывать требования ФГОС, дополнительные образовательные программы, программу воспитания и реализуется через базовую организационную модель внеурочной деятельности:
- внутришкольную систему дополнительного образования
- классное руководство
- взаимодействие с учреждениями культуры, спорта и дополнительного образования, общественными организациями (МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества», спортивный клуб «Самотлор», детские библиотеки, МБУ «Театр юного зрителя», МБУ «Дворец искусств», ДК «Октябрь», Общественной организацией ХМАО-Югры «Ассоциация ветеранов подразделений специального назначения «Спецназовское братство»)
- деятельность педагогов-психологов, педагогов-организаторов, социального педагога, библиотекаря;
- организацию каникулярного времени
Предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является логическим продолжением предметного курса ОРКСЭ начальной школы и реализуется через социокультурный курс «Истоки». С целью реализации шахматного образования введен кружок «Шахматы». С целью формирования здорового образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ ведется курс «Я принимаю вызов».